Главная / Статьи / Из зимы в лето: инфракрасная съёмка c фильтрами B+W.

Из зимы в лето: инфракрасная съёмка c фильтрами B+W.

Давно вы занимаетесь фотографией или начали недавно, скорее всего, вы обратили внимание, что многие достопримечательности уже сфотографированы со всех сторон. Видов природы столько, что Amazon и Google уже их не вмещают, а фотостоки не принимают. Проблема заключается и в том, что мало просто сфотографировать. В наше время, когда вы вряд ли будете первым в месте съемки, нужно сфотографировать как-то по-особенному. И здесь нам на помощь приходят необычные способы съемки и экзотические светофильтры.
Давно вы занимаетесь фотографией или начали недавно, скорее всего, вы обратили внимание, что многие достопримечательности уже сфотографированы со всех сторон. Видов природы столько, что Amazon и Google уже их не вмещают, а фотостоки не принимают. Проблема заключается и в том, что мало просто сфотографировать. В наше время, когда вы вряд ли будете первым в месте съемки, нужно сфотографировать как-то по-особенному. И здесь нам на помощь приходят необычные способы съемки и экзотические светофильтры.

Цифровые фотокамеры для инфракрасной фотографии

Современные фотокамеры устроены так, чтобы инфракрасный спектр, который попадает в объектив, не влиял на изображение. На приведённом ниже графике вы можете увидеть, что кремний, из которого сделан сенсор камеры, вполне себе пропускает излучение с длиной волны до 300нм и до 1100нм. Далее он становится «прозрачным» для излучения (за ИК излучением начинаются радиоволны).

1.jpg

На самом деле, сенсор фотокамеры - это не просто кремний, а целый «бутерброд», в котором возникает масса дополнительных проблем с правильным распознаванием цвета. На каждом этапе прохождения излучения через границу между слоями электромагнитная волна может менять амплитуду и направление. Часть излучения отражается обратно, часть переходит на следующий слой «бутерброда». Из отразившейся обратно части излучения, часть переотражается в предыдущем слое и переходит на следующий слой изменённой, а часть выходит за пределы сенсора (полностью отражается обратно). Так как степень отражения излучения зависит от его длины волны, то влияет этот процесс на спектральную чувствительность сенсора нелинейно. Особенно это касается лучей, приходящих на сенсор под углом.

Обычно с «лишним» спектром электромагнитных волн борются с помощью специального фильтра, который отсекает инфракрасный и ультрафиолетовый спектр, чтобы получить чистую картинку с видимым спектром. Иначе, мы имеем искаженные цвета, так как красные цвета усиливаются, а чёрный становится тёмно-фиолетовым и т.д.

Пленочные фотокамеры для инфракрасной фотографии

2.jpg


Я не занимался инфракрасной фотографией на пленочных камерах. В теории тут есть свои плюсы и минусы. Плюс в том, что вы можете купить инфракрасную плёнку любого производителя и начать снимать, никакие фильтры вам не мешают. А минус в том, что единственный доступный способ фокусировки это ставить на объективе шкалу дистанций на специальную красную метку. С одной стороны, это просто, а с другой... Разные длины волн фокусируются в разных местах, и потому с одними инфракрасными фильтрами вы будете попадать точно в фокус, а с другими снимки будут нерезкими. Придётся экспериментально искать правильное положение фокуса для конкретного инфракрасного фильтра.

Еще есть один плюс... Плёночные камеры дешевые и пленка для них тоже недорогая.

Объективы для инфракрасной фотографии
Инфракрасный спектр не блокируется стеклом объектива, так что подойдет любой объектив. Если на нём есть специальная красная метка для занятий инфракрасной фотографией — вообще здорово, может облегчить работу с некоторыми инфракрасными светофильтрами, не нужно будет тщательно фокусироваться.

Теория и практика светофильтров для инфракрасной фотографии
Для инфракрасной фотографии существуют специальные фильтры с разным пропускаемым спектром. Дело в том, что диапазон инфракрасного спектра большой, а нас интересует только определенный участок, плюс если к инфракрасному спектру подмешивать видимый спектр, то будет иногда интереснее, чем просто инфракрасный спектр.

Я использую качественные немецкие светофильтры B+W серий 092 и 093

Типы инфракрасных фильтров B+W
 
3.jpg

Инфракрасный фильтр 092 (=89 B)

Внешний вид

4.jpg
 
Почти непрозрачный инфракрасный фильтр B+W 092, который выглядит темно-красным с фиолетовым оттенком если смотреть на просвет.

Кривая пропускания

5.jpg
 
Он блокирует видимый спектр до 650нм
и пропускает только 50% с 650нм до 730нм (отсюда тёмно-красный цвет)
730-2000нм — пропускает более 90% спектра

Это светофильтр в основном используется пейзажными фотографами для фотосъемки на чёрно-белую инфракрасную плёнку и на модифицированную для инфракрасной съемки цифровую камеру. Фактор фильтра 20-40.

6.jpg
фото с использованием светофильтром B+W 092 и балансом белого по умолчанию
7.jpg
пример обработанной инфракрасной фотографии, сделанной со светофильтром B+W 092

При этом, обработка может быть совсем разной, цвета неба, деревьев и прочего здесь условны и вы выбираете такие, которые вам нравятся. Чаще всего небо и здания лучше сделать естественных цветов. А вот листья деревьев, трава и прочее могут быть какие угодно.

Попытка имитировать работу инфракрасного фильтра 092 в фотошопе

8.png

9.png
слева: без фильтра, справа: Инфракрасный фильтр B+W 092
 
Раньше инфракрасное изображение всегда переводили в черно-белое, однако, сейчас появилась мода и на цветные инфракрасные фотографии.
 
10.png

Уверен, что вы снимите что-то более интересное, так как перед вами просто тестовый снимок, чтобы показать как работает фильтр. Однако, такое черно-белое изображение не получить имитацией в фотошопе или в настройках камеры .

11.jpg
слева: имитация ИК съемки с обычного кадра, справа: ящая

Обратите внимание, что на настоящем инфракрасном фото чёрные фары стали белыми, листья деревьев белые даже снизу. На снимке появились тучи на небе. И это с фильтром, где всё-таки есть примесь видимого спектра.

Другие примеры снимков

12.jpg
 
13.jpg
 
Инфракрасный фильтр 093 (=87 C)

14.jpg
 
Внешний вид

15.jpg
 
16.jpg 
Инфракрасный фильтр 093 — с бликом от мощного источника света. По блику его иногда называют тёмно-зелёным. Такой блик получается по причине того, что фильтр пропускает только ИК спектр (красный) и отражает синий и зеленый, которые мы и видим.

Фильтр B+W 093 полностью блокирует видимый спектр, таким образом, фильтр выглядит как полностью непрозрачный.

Этот светофильтр делает возможными инфракрасные фотографии без примеси красной составляющей, в отличие от светофильтра серии 092.

Кривая пропускания

17.jpg
 
18.png

19.png
слева: без фильтра, справа: с фильтром B+W 093
 
Результирующее изображение обычно переводят в черно-белое.

Такое черно-белое изображение не получится имитацией в фотошопе — проверено. Потому как все объекты отражающие ИК (листья деревьев и трава, например) получают большую яркость, а поглощающие (вода, например) становятся темнее.

20.jpg 

Пропускание B+W 093 начинается с 800 нм, поднимается до 88% на 900 нм и остается таким высоким далеко за пределы чувствительности инфракрасной плёнки. Этот фильтр редко используется для пейзажной съемки, так как вынуждает снимать на очень чувствительные пленки (при высоком ISO). Но, например, в научном плане, судебной экспертизе… ограничение спектра только инфракрасным особенно важно. Фактор фильтра очень зависит от освещения и характеристик светочувствительного материала (плёнка, сенсор).

21.jpg
пример инфракрасного фото снятого с фильтром B+W 093 с балансом белого по умолчанию
22.jpg
пример инфракрасного фото, снятого со светофильтром B+W 093 и переведённого в черно-белое

Примеры снимков с инфракрасным фильтром B+W 093

23.jpg

24.jpg

25.jpg
слева: имитация ИК съемки с обычного кадра, справа: настоящая съемка с инфракрасным фильтром 093
26.jpg
Как видите, разница в использовании фильтров B+W серий 0920и 093 очень большая. Кроме белых листьев деревьев видно фасад, который становится особенно контрастным в инфракрасном спектре, окна и крыши становятся черными (поглощают ИК спектр), а небо темнеет.

Полезные советы для съемки с инфракрасным светофильтром

27.png
 
Хорошие инфракрасные фильтры довольно «плотные» (тёмные) и потому обычной камерой приходится снимать со штатива. Например, через B+W серии 093, который пропускает только инфракрасный спектр, вообще ничего не видно глазами. Выдержка при этом становится весьма длинной. В яркий солнечный день параметры съемки могут быть F4 1/4sec iso 1600. По этой причине снимок может иметь довольно сильные шумы, которые, впрочем, успешно подавляются в RAW-конвертере. Но хуже то, что на длинной выдержке листья деревьев часто получаются размытыми.

Потому я сильно рекомендую купить модифицированную под инфракрасную съемку камеру и снимать на нормальной выдержке. Тогда для инфракрасной съемки в яркий солнечный день параметры могут быть такими: F4 1/200sec iso 100. Как видите, можно вполне нормально снимать что угодно с рук.

Какой светофильтр выбрать
При выборе фильтра стоит учесть, что плотные инфракрасные светофильтры, которые отсекают весь видимый спектр, оставляют по сути только один канал в цветном изображении, и потому оно превращается в черно-белое. На экране фотокамеры оно чаще выглядит как фиолетовое, но это условно, так как инфракрасный спектр цвета не имеет, и с помощью баланса белого вы можете поставить любой цвет, если хотите оставить изображение цветным.

Другое дело светофильтры, где пропускается часть видимого спектра. Он примешивается к инфракрасному , и тогда есть некоторая информация в цветовых каналах изображения, это позволяет перекрашивать изображение в разные необычные цвета.

Светофильтр B+W 093 самый «жёсткий» из линейки инфракрасных светофильтров B+W. Он оставляет только один диапазон цветов — «фиолетовые». И потому раскрашивать снимки сделанные с помощью светофильтра B+W 093 вам не удастся, он только для чёрно-белых фотографий. Зато вы получите чистое инфракрасное фото, которое не получить другими светофильтрами. Небо будет темное, иногда черное. Цветы и трава белые. Если вы счистите фильтры байера с матрицы камеры, то, возможно, картинка станет еще интереснее, так как фильтры байера тоже поглощают инфракрасный спектр неравномерно.

28.jpg
 
На самом деле вариантов съемки с инфракрасным фильтром много хороших и разных, особенно когда на дворе лето или вы отправляетесь поздней осенью или ранней весной в жаркие страны. Захватите с собой инфракрасный светофильтр B+W и вы сможете удивить своих друзей необыкновенными кадрами!

29.jpg

Автор: Дмитрий Евтифеев

Cнимки продуктов для 5-звёздочной гостиницы – выездная съёмка с Porty L 1200.

Внешний вид имеет значение – не только когда пища лежит на тарелке прямо перед вами, но ещё и тогда, когда она демонстрируется в цифровой форме или на бумаге: фотографии еды должны пробуждать аппетит и вызывать предвкушение удовольствия от кулинарных изысков. Майкл Магулски, профессиональный фотограф с острова Зюльт, находит некоторые «звездные» блюда прямо у себя за порогом, так что ему съёмка еды весьма близка.

Читать полностью