Главная / Статьи / Нейтральный фильтр B+W XS Pro MRC nano — мечта видеографа?

Нейтральный фильтр B+W XS Pro MRC nano — мечта видеографа?

Признаюсь честно, я немного сумасшедший по поводу оптического качества фотографий и считаю, что фильтр всегда должен оптически быть не хуже объектива — тогда лишний оптический элемент не только не приведет к ухудшению качества, но и в наименьшей степени будет способствовать появлению связанных с использованием фильтров артефактов. Именно поэтому у меня основная часть моих фильтров как раз из серии Schneider B+W.
Признаюсь честно, я немного сумасшедший по поводу оптического качества фотографий и считаю, что фильтр всегда должен оптически быть не хуже объектива — тогда лишний оптический элемент не только не приведет к ухудшению качества, но и в наименьшей степени будет способствовать появлению связанных с использованием фильтров артефактов. Именно поэтому у меня основная часть моих фильтров как раз из серии Schneider B+W.
 

Немцы такие же сумасшедшие по поводу качества, как я, только со стороны производства. У меня есть и их слимы, которые хорошо ставить на ширики, поэтому я знаю, что немцы умеют их делать. Отчасти, именно поэтому я был удивлен увидеть весьма толстый для своих габаритов нейтральный фильтр B+W XS-Pro Digital ND Vario MRC nano 67мм  (совсем не дешевый, надо сказать).


2.png

Он к тому же еще и шире корпуса объектива, чтобы не было проблем как раз с широкоугольными решениями. Зато по кругу основы есть рифление, чтобы его в принципе можно было снять даже в застрявшем состоянии (стоит ли напоминать, что такие фильтры не надо затягивать «от души» — ведь это не узел, который спасет вам жизнь).
3.png
 

Фотография
Нейтральный фильтр фотографу обычно требуется один, причем плотностью ступеней на 10 — для него есть совершенно определенные задачи, вроде размазывания движения. Длинная выдержка — это довольно популярное в фотографической аудитории выразительное средство. Когда меня спрашивают, я обычно рекомендую небогатым фотографам брать один фильтр очень большой плотности (9-10 ступеней), а богатым — еще один средний, например, ND4.

4.jpg

Почему все именно так? Мне кажется, это очевидно, у нас есть возможность радикально сократить количество света естественным образом. Казалось бы, когда свет стал врагом фотографа, ведь фотография и есть светопись?! Однако, каждый фотограф знает, насколько сложно при дневном свете добиться сколь-нибудь длинных выдержек, особенно, если чувствительность матрицы нельзя опустить ниже ISO 200 — при ярком солнце даже на диафрагме f/22 выдержка не будет короче 1/60с. 

5.jpg

Нейтральный фильтр ступеней на 5 позволит поднять этот параметр до ½. При ветре это позволит смазать листву при съемке со штатива, а то и облака немного по небу разгладить.

6.jpg
 
Не будем забывать и о дифракции — при дифракционном пределе для кроп-камер на f/11 (а то и раньше) ND2 поможет повысить попиксельную детализацию, ради которой производитель даже фильтры с матрицы снимает, чтобы вытянуть максимум из 16 Мп, а мы режем ее пинхолом диафрагмы просто ради попадания в нужную выдержку. Кстати, поэтому важно и качество фильтра иметь соответствующее.

Видео

Куда важнее попадание в нужную выдержку для идейного видеографа или даже киношника. Здесь святое — это либо 1/25 с, либо 1/50 с. На этой выдержке и формируется «киношное» движение: размазывается вода, автомобили едут с нужной скоростью, попадающей в частоту кадров, птицы не мелькают по небу — у человека, смотрящего кино, уже сформировался стереотип восприятия движения в кадре, даже применительно к жестам и перемещению губ. Понятно, что в солнечный день не менее сложно попасть в соответствующую выдержку, особенно, если ты хочешь снимать «на открытой» и при этом не прибегать к изменению чувствительности — ведь то солнышко выйдет, то облачка набегут, что дает нам вариации по освещению в пределах 2-3 ступеней. Именно поэтому для видеографов слишком плотные фильтры совсем не нужны, ведь нет необходимости в солнечный день излишне вытягивать выдержку до полсекунды.



Для видео в последнее время стандартными стали возможности регулировки вплоть до 4 ступеней, причем в ряд современных профессиональных видеокамер уже включены встроенные нейтральные фильтры на 1, 2 и 4 ступени. Как правило, этого достаточно — не стоит забывать и о возможности отсекать дополнительный свет вторым нейтральным фильтром. Для гибридных же камер делают фильтры не только с постоянной плотностью, но и с переменной, которые основаны на базе двух направленных поляризационных фильтров, внешний из которых вращается. Недостатком схемы из двух дополнительных оптических элементов является, как правило, риск снижения детализации за счет использования оптического стекла не самого высокого качества, а также высок риск получить экстремальное пересечение линий поляризации в крайней точке, следующей за максимальной плотностью — положение, в которое постоянно хочется довернуть фильтр. Визуально это выражается в появлении буквы Х строго по диагоналям кадра. При этом, заметить это сразу при съемке почти нельзя, особенно, на небольшом экране современной камеры… неприятно, когда такое замечаешь уже дома. При сравнении кадров без фильтра и с ним видно, что сам объектив подвержен виньетированию, которое в крайнем положении усугубляется, поскольку нейтральные фильтры больше действуют именно на тени.

7.png

В предоставленном мне варианте, если бы он поворачивался в данное положение, тоже, естественно, такой крест на картинке появлялся бы — но в Schneider неслучайно работают фотографически думающие инженеры, которые само оптическое решение оснастили защитой «от дурака». На самом деле, просто механически блокируют стандартную особенность фильтра, чтобы не перенапрягать творческую личность заботами о технических аспектах съемки, поэтому ход внешнего кольца фильтра имеет ограничения и по кругу не вращается бесконечно. Соответственно, и риска получить артефакт у вас нет — устранить системный недостаток на корню тоже типично для немцев. Тем не менее, в крайнем положении, близком к появлению типичного артефакта, усиление виньетирования имеет форму диагональной виньетки, усиливающей естественное виньетирование объектива, но не приводящей к цветовым искажениям.


Подавление лишних переотражений

Поскольку основным доводом против использования фильтров является, в основном, риск получить переотражения в кадре или частично потерять контраст за счет бликов, то и первый мой тест касается именно этого. Хороший фильтр не только не ухудшает резкость изображения, но также и не создает дополнительные артефакты. Если современные объективы борются с отражениями внутри оптической схемы с помощью изнутри, то для фильтра достаточно сделать оптический элемент очень высокого качества, а также нанести на него соответствующее покрытие.

8.jpg

Давайте посмотрим, как справляется с контровым светом наш объектив без фильтра и с фильтром. На фото ниже видны результаты до и после. Особой разницы лично мне заметить не удалось. Я намеренно направил в объектив вспышку, делая это под разными углами, но, помимо получения стандартного блика, больше артефактов не получил, а значит, в нашу оптическую схему данный фильтр никаких изменений не вносит на всём диапазоне плотности.

9.png 
Угол без фильтра и с фильтром

10.png
По центру без фильтра и с фильтром


Второй тест напрямую связан с первым и проверяет падение детализации при появлении дополнительного оптического элемента. Надо сказать, это, в основном, характерно для дешёвых фильтров, которые могут иметь физическое качество хуже, чем сам объектив. Поэтому качество может ухудшаться из-за использования дешевой стекляшки на вашем объективе премиум качества.

11.jpg 

Поскольку камера не оснащена сглаживающим фильтром, она выдаёт максимум резкости, поэтому все файлы, проявленные с одним пресетом и с одинаковой четкостью, наглядно показывают, что видимого падения резкости здесь вообще нет, даже при сильном увеличении исходного кадра.

12.jpg

Для фильтра не менее важно и то, чтобы он был, действительно, нейтральным, то есть, сохранял температуру цвета при использовании. Это легко протестировать на примере белого листа бумаги, который я буду освещать с помощью равномерного света из окна (температура не меняется). Тестовый кадр мы делаем без фильтра и устанавливаем по нему баланс белого (6800К, сдвиг +6). Затем я делаю 6 кадров, каждый раз устанавливая фильтр в разные значения плотности по ступеням, т.е., через одно деление, в режиме приоритета диафрагмы, чтобы компенсировать падение яркости автоматикой камеры. В итоге, цвет фотографии должен оставаться идеально нейтральным. 

13.png

На фото видно определённые вариации по яркости, что обусловлено тем, что плотность фильтра устанавливается плавно, в то время как диафрагма камерой управляется в электронно, то есть, очень точно, в отличие от моих рук (слишком резкий переход между первой и второй ступенями по выдержке). Главное, что при этом нет вариаций по цветовой температуре при изменении плотности фильтра, хотя есть разница примерно в 700К с фильтром и без него (коррекция по той же точке серой пипеткой дает температуру 6100К и сдвиг +20). Незначительный теплый оттенок некритичен для съемки, а лишь характеризует исходные условия — при этом необходимо лишь учитывать условия работы оператора, когда баланс белого «отбивается» перед съемкой, а не перед установкой фильтра.

На самом деле, результаты данного теста для меня совершенно понятны, поскольку это очень высокий уровень качества. Немецкое качество, в данном случае, не является пустыми словами, и почти с самого начала в результатах я был уверен, просто хотелось посмотреть, так это или нет.

14.jpg

В заключении хотелось бы отметить то, что данная линейка фильтров B+W ND Vario полностью соответствует идеологии компании, нацеленной на изготовление оптических решений самого высокого качества, которые не уступают в плане качества японским технологиям, используемым при производстве объективов. Это касается высокой резкости, отсутствия дополнительных переотражений и риска потери контраста из-за использования дополнительного оптического элемента. А если учесть, что механически он избавлен от типичных для нейтральных фильтров переменной плотности аберраций, он представляет собой почти идеальный инструмент. Придраться здесь можно только к тому, что внешняя часть фильтра сделана иного диаметра, для того чтобы скомпенсировать его толщину под широкий угол, с тем чтобы он не создавал виньетирования по углам кадра на широкоугольных объективах.

Автор: Сергей Самсонов
Ссылка на источник: https://photowebexpo.ru/tech/neutral-density-bw-xspro-mrc-nano


Удары карате застывают в кадре, освещённые самой быстрой компактной вспышкой в мире cito 500.

Вот это удар! Современные фото технологии рассчитаны на высокодинамичные кадры: сверхбыстрые камеры и вспышки с ультракороткой длительностью импульса, такие как наша Cito 500, вдохновляют всё большее и большее количество фотографов воплощать в жизнь самые дикие идеи.

Читать полностью