Главная / Статьи / Сравнительный тест нейтральных светофильтров переменной плотности.

Сравнительный тест нейтральных светофильтров переменной плотности.

В преддверии появления новинки компании Schneider в области нейтральных фильтров, о которой речь пойдет в самом ближайшем будущем, я решил сделать сравнительный тест ND светофильтров переменной плотности – немецкого бренда B+W и двух китайских - Vivitar и Nicna. В этой статье я также рассказал, какую и почему всё-таки стоит использовать выдержку при съёмке видео, дополнив свои рекомендации примерами и рассказав об «эффекте креста» в фильтрах переменной плотности.
Здравствуйте, друзья!
В преддверии появления новинки компании Schneider в области нейтральных фильтров, о которой речь пойдет в самом ближайшем будущем, я решил сделать сравнительный тест ND светофильтров переменной плотности – немецкого бренда B+W и двух китайских - Vivitar и Nicna.
В этой статье я также рассказал, какую и почему всё-таки стоит использовать выдержку при съёмке видео, дополнив свои рекомендации примерами и рассказав об «эффекте креста» в фильтрах переменной плотности.

Итак, встречаем героев сегодняшнего обзора.

Светофильтр B+W XS-Pro Digital ND Vario MRC nano

1.jpg
 
Степень затемнения: от 1 до 5 стопов (ND2-ND32)

Наружный диаметр существенно больше внутреннего, так что родные крышки объектива не подойдут.

Производитель – немецкая компания Schneider Kreuznach, являющаяся  известным во всем мире производителем фото и кинооптики, а также светофильтров всех типов. Стекло для своей продукции компания Schneider Kreuznach сама не варит, но сотрудничает с подразделением компании Carl Zeiss — Schott, стекло которого использует для светофильтров B+W. Также Schneider Kreuznach есть отдельное подразделение для поляризационных плёнок.

2.jpg
 
Приобрести фильтр B+W XS-Pro Digital ND Vario MRC nano можно у официальных дилеров B+W в России: http://afoto-ru.ru/about/dealers/

Особенности: Имеет мультипросветление! Это меня реально удивило, так как большинство брендов его не имеют.


Светофильтр Nicna WIDE BAND FADER

3.jpg
 
Степень затемнения: 1-8.5 ступеней (ND2-ND400)

Наружный диаметр существенно больше внутреннего, так что родные крышки объектива не подойдут.

Производитель, судя по названию компании Nicna ltd.(HK), — это Китай. Маскируется под Японию, так как на самом фильтре написано «Japan», хотя предполагаю, что имеется в виду стекло фильтра, ведь китайские владельцы брендов чаще всего покупают третий сорт фильтров в Японии и монтируют его в свои оправы. В некотором смысле это даёт им право писать «Japan».

Особенности: Просветления не имеет и не претендует на его наличие, но есть версия «Nicna Fader ND Filter Adjustable from ND2 to ND400 MC Pro Multi-Coated Filter», в которой просветление заявлено. В описании фильтра рекомендуется его использовать с фокусного расстояния 50мм (для системы 36×24) и совсем не использовать на фокусных менее 24 мм. При этом, фильтры очень дешевые.

Описание фильтра продавцами: «Nicna WIDE BAND FADER ND2-ND400 77мм — это высококачественный фильтр, нашедший широкое применение как в фотографии, так и в видеосъемке». Как видно, продавцы не стесняются напирать на «качество» фильтра при цене <15 USD.

Отзывы пользователей: не нашёл.


Светофильтр Vivitar Series 1 Variable Range Neutral Density Filter

4.jpg
 
Степень затемнения фильтра: от 0.3 EV до 3.0 EV (1 - 10 стопов, ND2-ND1000)

Наружный диаметр существенно больше внутреннего, так что родные крышки объектива не подойдут.

Производитель, являющийся владельцем бренда Vivitar — Sakar International, Inc, базирующийся в США. Занимается продажей мелкой электроники и другой очень разнообразной дешёвой продукции. Поставщики у него очень разные, а ключевой момент один — все товары дешёвые. Между строк в этом абзаце вы можете прочитать, что все светофильтры Vivitar сделаны в Китае.

Продаются такие фильтры в мелких интернет-магазинах.

Особенности: просветления фильтры Vivitar не имеют и не претендуют на него. Такие фильтры стоят очень дешево.

Отзывы: В целом, положительные. Но есть и отрицательные, например, такой: «В процессе тестирования этот нейтральный фильтр с переменной плотностью достиг всего 3-4 стопа уменьшения интенсивности при фокусном расстоянии 28мм (полный формат), до того, как на изображении показался устрашающий крест, сделавший это изображение непригодным! При фокусном расстоянии 55мм я смог добиться почти 8 стопов  уменьшения интенсивности, до того как на изображении проявился  крест. Имейте это ввиду при покупке и не возлагайте слишком больших надежд! Отметки на фильтре тоже не имеют большого смысла, и я обнаружил, что мин. и макс. значения не соответствуют актуальному затемнению фильтра».  


Тестирование светофильтров в положении минимального затемнения

5.jpg
 
Для оценки изменения цветовой температуры я использовал цветовую шкалу Xrite ColorChecker.

6.jpg
 
При тестировании светофильтра B+W в положении минимального значения баланс белого (далее «ББ») смещается и на значении MIN цветовая температура составляет 4750К +26, а без фильтра была 5250К +8.

Все опробованные мной фильтры с переменной плотностью смещают ББ, так что выбора тут нет, и ничего страшного в этом нет — баланс белого нужно ставить после того, как установили все фильтры. Вопрос только в том, чтобы не падал контраст и сильно не «резался» спектр, так как в противном случае картинка будет «выцветать».

7.jpg
 
Незначительно уменьшается разрешение. Всё-таки даже самые топовые поляризационные светофильтры, состыкованные вместе, дают небольшое падение. Для видео, впрочем, совсем некритичное (вплоть до разрешения видео 8К ~ 33 Мпикс).

При тестировании светофильтра Nicna в положении минимального значения баланс белого смещается, а на значении MIN цветовая температура составляет 4850 +19. То есть баланс белого фильтр Nicna сместил (когда я его просто установил) даже меньше, чем B+W. Но если мы посмотрим на надписи, то там видно даже двоение, при том, что тестовые кадры снимались со вспышкой и никакого смаза быть не могло! Вот что делает дешевый нейтральный фильтр. А еще стоит отметить то, что у этого фильтра нет просветления и при любом боковом или контровом свете у него падает контраст и лезут блики...

Моё резюме — фильтр Nicna переменной плотности не пригоден ни для фото, ни для видео. У вас может быть своё мнение, но падение разрешения будет видно уже и на 4К (~12 Мпикс). На Full HD может подойдет, но только для того, чтобы просто попробовать фильтр переменной плотности, но я бы не рекомендовал использовать ёфильтры, где есть двоение изображения.

При тестировании светофильтра Vivitar в положении минимального значения баланс белого смещается. На значении MIN цветовая температура составила 4750К +9. ББ сместился примерно, как на B+W. Разрешение со светофильтром Vivitar упало меньше, чем на Nicna, но это всё равно что софт-фильтр поставить. По крайней мере, почти нет двоения изображения. Такой фильтр можно использовать до разрешения Full HD, если смириться с некоторым софт-эффектом.
Если говорить о разнице с B+W «лоб в лоб», то в Vivitar явно видно, что двоение изображения есть, а у B+W его нет. То есть достаточно поставить плохой фильтр переменной плотности и даже крутить его не нужно — он сразу вам даст вам ощущение астигматизма, если ранее у вас такого ощущения не было. В конечном счете, выбор, конечно, за вами.

Тестирование светофильтров в положении максимального затемнения

8.jpg
 
У фильтра B+W XS-Pro Digital ND Vario MRC nano цветовая температура в положении MAX — 4750K +19, что практически совпадает с тем, что было в положении MIN.
 
Вывод — можно один раз поставить ББ с надетым фильтром и далее безбоязненно крутить его, не меняя ББ. По разрешению никаких отличий от режима MIN — вполне пригодный результат.

У светофильтра Nicna ББ изменился не сильно, 4850К +4, хотя, в целом, ББ немного «гуляет» по диапазону затемнения. Существенно больше у данного фильтра меня огорчило сильное падение разрешения — такой фильтр использовать нежелательно. Вспоминаются «дедовские» времена, когда многие фотографы не использовали светофильтры без нужды, чтобы не терять драгоценную детализацию снимка и, глядя на такой результат использования светофильтра Nicna, их можно понять.

И, наконец, Vivitar. ББ изменился не сильно в сравнении с режимом MIN и составил 4800К +18. Но и ситуация с детализацией не выправилась, всё такое же «мыло».

На светофильтре Vivitar Series 1 Variable Range Neutral Density есть положение, в котором он перестает уже соблюдать какую-либо равномерность отсечения спектра. От картинки, при этом, уже ничего не остается. Мой вывод — не стоило производителю Vivitar делать такую высокую плотность затемнения. учитывая и без того невысокие оптические характеристики фильтра.

Выводы по сравнительному тесту

Немецкий светофильтр B+W XS-Pro Digital ND Vario MRC nano от компании Schneider Kreuznach можно использовать без ограничений для фото и видео. Вплоть до 8К видео. После установки светофильтра  важно обязательно настроить правильный ББ.

По китайским фильтрам Vivitar и Nicna выводы неутешительные — оба фильтра сильно «софтят», причем не просто софтят, а двоят изображение, что еще менее допустимо. А вот вопросов по цвету к ним больших нет. Хотя, возможно, в будущем я смогу измерить их спектр пропускания спектрометром и дам более интересные результаты (хотя бы для «научного» интереса).

Эффект креста на светофильтрах переменной плотности

Многие слышали об «эффекте креста» на светофильтрах переменной плотности, но не все знают, в какой момент он появляется и на каких фокусных расстояниях. Данный эффект возникает только на широкоугольных объективах и при сильном затемнении. На малом затемнении этого эффекта нет даже на сверхширокоугольных объективах.

10.jpg
 
Проблемы с «эффектом креста» начинаются ПОСЛЕ 5 стопов затемнения, так что светофильтр B+W XS-Pro Digital ND Vario MRC nano избавлен от данной проблемы — там просто жёстко ограничен диапазон затемнения.

Практически полностью свободное от «эффекта креста» фокусное расстояние начинается от 85 мм. Китайцы считают, что от 50 мм, но на самом деле немного там еще остается при полном затемнении (хотя и незначительно).

Кроме «эффекта креста» стоит обратить внимание на большие значения затемнения. На тех светофильтрах, которые я пробовал значения затемнения более 8 ступеней сопровождались неравномерным обрезанием спектра. К чему это приводит - смотрите ниже.

Обратите также внимание на то, что есть диапазон, указанный метками-делениями, и он относительно «безопасный» во всех смыслах. А есть значения MAX или MIN (для разных брендов максимальное разрешенное затемнение).  И еще есть некоторое положение между MIN и MAX, где происходит самое большое затемнение — его использовать нельзя (картинку с него вы и видите выше).

Выводы по сравнительному тесту ND VARIO светофильтров немецкого производителя B+W ND VARIO и двух китайских вариантов нейтральных фильтов переменной плотности под китайскими брендами Vivitar и Nicna.

Если вы желаете использовать фильтр переменной плотности, то рекомендую использовать относительно дорогой, но качественный B+W XS-Pro Digital ND Vario MRC nano, ведь для хорошей работы такого фильтра нужны высококачественные поляризационные светофильтры, которые, по понятным причинам, дешево стоить не могут.

11.jpg
 
Если же вы снимаете любительское видео и бюджета у вас нет — вам нужен сплошной затемняющий светофильтр B+W ND (он стоит существенно дешевле). Таким образом, вы сохраните качество снимка или видео.

Сюжет, где вы из темного помещения выходите на улицу или, наоборот, с улицы заходите в полутемное помещение, можно снять на видео двумя сценами (и смонтировать с «переходом») — оставьте «динамические проходки» до времени, когда у вас будет качественный светофильтр переменной плотности.

Интересный момент состоит еще и в том, что в B+W XS-Pro Digital ND Vario MRC nano степень затемнения ограничена 5 ступенями, тогда как дешевые светофильтры «разбежались» аж до 10 ступеней (Nicna 8.5 ступеней, Vivitar 10 ступеней). Потому, в частности у B+W, всё идеально и даже пресловутого «креста» на широкоугольных объективах нет (пробовал на 24 мм объективе).

Если же вам не хватает 5 ступеней затемнения у B+W XS-Pro Digital ND Vario MRC nano, то вы всегда можете использовать тонкий сплошной затемняющий светофильтр и уже поверх него ставить B+W XS-Pro Digital ND Vario MRC nano — они прекрасно будут работать вместе! Сплошным нейтральным фильтром вы компенсируете основной избыточный поток света, а переменным уже тонко регулируете в пределах 5 ступеней экспозиции.

Не обманывайте себя, пытаясь достичь хороших результатов с фильтром переменной плотности стоимостью до $30 — это нереально! (смотрите результаты тестов в этой статье). Используйте хорошее оборудование и будет вам хороший результат.

А впереди нас ждет обзор-тестирование новинки от компании Schneider Kreuznach — светофильтр переменной плотности Schneider True-Match Vari-ND® MKII

Следите за новостями!

Автор: Дмитрий Евтифеев
Источник : http://evtifeev.com/75848-testirovanie-trjoh-svetofiltrov-peremennoj-plotnosti-b-w-nd-vario-vivitar-...



Удары карате застывают в кадре, освещённые самой быстрой компактной вспышкой в мире cito 500.

Вот это удар! Современные фото технологии рассчитаны на высокодинамичные кадры: сверхбыстрые камеры и вспышки с ультракороткой длительностью импульса, такие как наша Cito 500, вдохновляют всё большее и большее количество фотографов воплощать в жизнь самые дикие идеи.

Читать полностью