Обзор и тест нового светофильтра переменной плотности Schneider True-Match Vari-ND®MKII
Этот обзор посвящен инновационному продукту в области нейтральных светофильтров переменной плотности – новому фильтру
Schneider True-Match Vari-ND® MKII, представленному немецкой компанией Schneider-Kreuznach -признанным мировым лидером в производстве объективов и оптических светофильтров для области развлекательной киноиндустрии.
Производитель светофильтров Schneider True-Match Vari-ND® MKII – дочерняя компания Schneider Optics, расположенная в США. Schneider Optics занимается кинообъективами и светофильтрами Motion Picture Television (MPTV) для кино и видеооператоров.
Слева: Schneider True-Match Vari-ND® MKII, справа: B+W XS-Pro Digital ND Vario MRC nano
Что же такого интересного они сделали? Ведь сейчас большинство видеографов, которые не снимают серьезные фильмы думают, что всё можно сделать в пост-обработке. А вот те, кто снимает КИНО, почему-то пользуются светофильтрами. Они-то знают, что не стоит рассчитывать на цифровую обработку. Оператор должен выдать максимально качественный результат на этапе съемки, чтобы тот, кто будет красить и монтировать, сказал ему спасибо, а не ругал последними словами пытаясь вытянуть хоть что-то :)
Корпорация Schneider-Kreuznach имеет в своём арсенале очень большой ассортимент продукции для кино и фотографии. Например, в ассортименте светофильтров Schneider-Kreuznach есть такие известные фильтры как: Schneider-Kreuznach Hollywood Black Magic Diffusion — рассеивающие светофильтры, которые создают аккуратное портретное размытие вместо жесткой цифровой четкости.Люди часто слышали про TIFFEN Black Frost фильтры, но не слышали про Schneider-Kreuznach Hollywood Black Magic Diffusion. Кроме того, из новых MPTV светофильтров, есть Radiant Soft (диффузионные), RHOdium FSND (сплошные и градиентные затемняющие фильтры полного спектра).
Диффузионные светофильтры выпущены совсем разные, они по-разному размывают картинку и когда вы в творческом поиске, ищите свой стиль или стремитесь к нему для вас становится очень важно как именно размывается картинка.
Я не буду приводить здесь кучу примеров из сети, тем более что я для софт-эффекта пользуюсь круглыми светофильтрами от Schneider. Однако, могу сказать, что например, RHOdium FSND - довольно интересное направление светофильтров, так как они более четко отсекают инфракрасный спектр, который вполне легко (в отличие от ультрафиолета) проходит через объектив и часто попадает на сенсор современной цифровой камеры. В результате мы видим вместо черного цвета фиолетовый. Вам кажется, что это редко встречается или на каких-то плохих камерах? А вот и нет! Встречается в меньшей степени на камерах RED (черный почему-то начинает «зеленить») и более явно на дорогих Alexa (черный превращается в фиолетовый). Также это касается и некоторых моделей Blackmagic. Чем темнее затемняющий светофильтр — тем сильнее этот артефакт и его призваны устранить RHOdium FSND. Они отрезают инфракрасный спектр очень эффективно, и мы видим то изображение, которое и должно быть, где черный цвет это черный и никакой другой.
В январе 2020 года
Schneider-Kreuznach выпустили градиентные светофильтры полного спектра, что тоже крайне важно для киноиндустрии.
У меня лично есть MPTV Neutral Density Graduated и Platinum IRND.
Теперь, когда мы разобрались с тем, что Schneider-Kreuznach - гигант киноиндустрии, а дочерняя компания Schneider Optics, Inc. занимается серьезными фильтрами для кино, перейдем непосредственно к описанию нового светофильтра
Schneider True-Match Vari-ND® MKII, его отличиям от аналогов и протестируем эту новинку.
Отличия светофильтров переменной плотности
Светофильтры переменной плотности, как известно, представляют из себя два поляризационных светофильтра, которые вращаются друг относительно друга. Поляризационный светофильтр - один из самых дорогих светофильтров, а тут их два. Для начала нужно соблюсти их полную параллельность, так как иначе мы получим дополнительные блики и снижение разрешения ввиду того, что будет незапланированное отклонение лучей света при не перпендикулярном их падении на стекло фильтра. Второй момент: любой поляризационный светофильтр отсекает неполяризованный свет, а два поляризационных светофильтра отсекают уже определенный спектр света. Довольно сложная задача заключается в том, чтобы отсекать этот спектр ровно, а не кусками, теряя контраст и отдельные цвета.
Производители дешевых светофильтров переменной плотности просто не придают этому значения, потому мы видим падение разрешения и печальные результаты на высоких плотностях светофильтра (в максимальном положении). Об этом я писал в своем недавнем
обзоре. Справедливости ради стоит сказать, что дорогие светофильтры в положении «MAX» тоже не идеальны. Но у дешевых проблема начинается куда раньше, начинает выцветать и менять цвет чёрный цвет на, как правило, фиолетовый.
В данном обзоре я предлагаю вам сравнить два топовых светофильтра от Schneider-Kreuznach — немецкий B+W XS-Pro Digital ND Vario MRC nano и светофильтр, произведенный «дочкой» это корпорации в США — Schneider True-Match Vari-ND® MKII. В приведенной таблице я также привел сравнительные характеристики фильтра Schneider (MKI) предыдущего поколения.
НАИМЕНОВАНИЕ СВЕТОФИЛЬТРА
|
SCHNEIDER TRUE-MATCH VARI-ND® MKII
|
B+W XS-PRO DIGITAL ND VARIO MRC NANO
|
SCHNEIDER TRUE-MATCH VARI-ND® MKI
|
Минимальная плотность, в ступенях экспозиции
|
1,5
|
1
|
1,3
|
Максимальная плотность, в ступенях экспозиции
|
11,5
|
5
|
10
|
Покрытия
|
Anti-Reflective (AR)
|
MRC nano
|
—
|
Толщина рабочей части оправы, мм
|
5,79
|
9,58
|
8,55
|
Толщина всей оправы, мм
|
7,82
|
12
|
11,15
|
Совпадают ли внутренний и внешний диаметры резьбы
|
Да
|
нет
|
нет
|
Для светофильтра переменной плотности чем меньше минимальное значение — тем лучше. С другой стороны, вряд ли кому нужно затемнение меньше одной ступени экспозиции, так что будем считать, что в этом плане все светофильтры переменной плотности примерно равны.
Максимальная плотность светофильтра переменной плотности важный параметр — чем больше, тем удобнее работать. Особенно это касается фотографии, так как в видео я лично почти не встречал (старался не встречать) сцен, где мне нужно было компенсировать перепад экспозиции более чем в 5 ступеней. Это обходится съёмкой нескольких отдельных сцен, между которыми мы меняем экспозицию на камере (ISO, например). С другой стороны, куда удобнее снимать видео без «склеек», просто поворачивая кольцо светофильтра. И по этому критерию лучше, конечно, иметь 11.5 ступеней, как у Schneider True-Match Vari-ND® MKII.
Большинство современных светофильтров имеют мультипросветление, но это не касается светофильтров переменной плотности! Зачастую у них нет просветления. У протестированного мной ранее B+W XS-Pro Digital ND Vario MRC nano это бескомпромиссное MRC nano, которое на сегодняшний день одно из лучших или даже лучшее.
У фильтра SCHNEIDER TRUE-MATCH VARI-ND® MKI предыдущего поколения, похоже, просветления не было. По крайней мере, в таблице Schneider там стоит прочерк.
По толщине рабочей части
SCHNEIDER TRUE-MATCH VARI-ND® MKII — вне конкуренции! Это самый тонкий из светофильтров переменной плотности, что я видел (а видел уже достаточно). Правда, многие светофильтры переменной плотности решают проблему виньетирования из-за толстой оправы иначе — делают внешний диаметр фильтра гораздо больше, тогда он не даёт виньетирования даже на сверх широкоугольных объективах.
И так сделано на B+W XS-Pro Digital ND Vario MRC nano, в частности. Но у такого решения есть и минус — не подходит стандартная крышка объектива.
Например, для 82 мм B+W XS-Pro Digital ND Vario MRC nano нужна крышка на 86 мм, а она сама пару тысяч рублей стоит если оригинал (например, от Canon). Несколько неудачно, на мой взгляд, было сделано только у SCHNEIDER TRUE-MATCH VARI-ND® MKI (первая версия!) где внешний диаметр был нестандартный. То есть, например, у светофильтра 82 мм внешний диаметр был 84 мм и соответственно найти к нему крышку было затруднительно, а наружной резьбы и вовсе не было. Но благо первой версии уже в продаже нет, а есть вторая, где все эти проблемы производителем решены.
Внешний вид, эргономика, конструктив фильтров
Светофильтр Schneider True-Match Vari-ND® MKII поставляется в коробке оригинального дизайна производителя с надписью «MPTV», что говорит о том, что фильтр относится к серии продуктов для киноиндустрии.
Светофильтр Schneider True-Match Vari-ND® MKII поставляется в коробке оригинального дизайна производителя с надписью «MPTV», что говорит о том, что фильтр относится к серии продуктов для киноиндустрии.
Внутри коробки есть качественный черный нейлоновый чехол на липучке, как и у многих других MPTV светофильтров.
Между MIN и MAX я насчитал 8 делений (напомню, что максимальная плотность 11.5 ступеней экспозиции). Как распределяется плотность фильтра между метками мы посмотрим в следующем разделе.
Ограничителей по вращению светофильтр не имеет, в отличие от B+W XS-PRO DIGITAL ND VARIO MRC NANO, где ограничители есть.
Тестирование светофильтров
Цветопередача
Тестирование в этот раз проводилось с помощью фотокамеры PENTAX K-1 mark II, установленной на штатив Gitzo 3532. Цветовая шкала X-rite Colorchecker. Свет белый (5500К) от студийного генератора Broncolor Grafit A2. Фокусировка ручная и не менялась, но шкалу вносил вручную, так что буковки на ней не смотрите, она по-разному расположена в кадрах, по ней фокуса нет. Смотреть нужно только цвет.
Результаты измерения цветовой температуры:
МИН = 4750К +7
1 дел = 4800 +7
2 дел = 4800 +8
3 дел = 4750 +7
4 дел = 4800 +7
5 дел = 4850 +8
6 дел = 4800 +7
7 дел = 4850 +4
8 дел = 4900 +7
MAX = ?
Разница между минимальным значением и «1 дел до MAX» составило ~300K. Для диапазона в 11.5 ступеней и такого типа светофильтра это очень даже хорошо.
Разница в цвете по белому листу заметна, так как тестовые условия и существуют чтобы выявить все нюансы, но в реальном видео вы её не заметите. Главное, не забудьте выставить баланс белого после установки светофильтра переменной плотности! Все подобные светофильтры смещают баланс белого. Так что нужно вначале съемки после установки фильтра выставить баланс белого и потом уже можно не беспокоиться с
Schneider True-Match Vari-ND® MKII — везде баланс белого будет примерно одинаковый.
Плотность светофильтра
Специального оборудования типа спектрометра у меня под рукой нет, чтобы измерить плотность светофильтра. Но «голь на выдумки хитра» и у меня появилась идея использовать для этой цели фотокамеру и программу
RawDigger для исследования RAW файлов.
С помощью этой программы мы можем отслеживать значения сырых (raw) данных в одном из каналов цветного изображения и смотреть как они уменьшаются. А мы знаем из теории какие значения соответствуют каким ступеням экспозиции (см.ниже).
Для проверки своего метода я использовал обычные сплошные ND светофильтры с известной плотностью: 1,2,3,4,5 ступеней экспозиции.
Значение RAW в зелёном канале без фильтров было 8917.
А далее получилось так:
— 1 EV: 4951 (расчётное 4459)
— 2 EV: 2257 (расчётное 2229)
— 3 EV: 1216 (расчётное 1115)
— 4 EV: 641 (расчётное 557)
— 5 EV: 326 (расчётное 279)
Как видите, значения убывают достаточно точно в соответствии с тем, как должны при указанной плотности светофильтра.
Погрешность у нас тут в районе ±0.2 EV. Но нужно учитывать, что при больших плотностях погрешность намного выше. Представьте себе подсчёт горошин (вместо подсчёта упавших на сенсор камеры фотонов). Когда их тысяча, то ошибку в две горошины можно считать очень малой ошибкой. А когда горошин всего две, то ошибка в две горошины это уже ошибка в два раза (если переводить на наш случай, то это ошибка в числах, не в ступенях).
Далее я накрутил наш светофильтр
Schneider True-Match Vari-ND® MKII и посмотрел, что происходит при установке его на разные отмеченные на оправе светофильтра деления. На данном светофильтре деления нанесены равномерно, так что они никак не могли соответствовать ступеням экспозиции и прояснить вопрос было важно.
При возрастающей плотности светофильтра погрешность подобных измерений увеличивается, так что максимально там может быть и 9, и 10, и даже 11.5 ступеней экспозиции (количество долетевших до матрицы фотонов очень мало и потому там число легко может в 2-3 раза отличаться из-за разных факторов). А вот на невысоких плотностях измерения довольно точные и здесь важно, что 5 ступеней затемнения светофильтр достигает на седьмом делении, а далее следует уже только деление помеченное MAX и там происходит всё остальное.
ДЕЛЕНИЯ НА ФИЛЬТРЕ
SCHNEIDER TRUE-MATCH VARI-ND® MKII
|
МАКСимальные ЗНАЧЕНИЯ В ЗЕЛЁНОМ КАНАЛЕ
|
СТУПЕНИ ЭКСПОЗИЦИИ
|
без фильтра
|
9113
|
-
|
MIN
|
3660
|
1,5 EV
|
1
|
3408
|
1,6 EV
|
2
|
2978
|
1,8 EV
|
3
|
2445
|
2 EV
|
4
|
1831
|
2,5 EV
|
5
|
1285
|
3 EV
|
6
|
731
|
4 EV
|
7
|
343
|
5 EV
|
MAX
|
34
|
8 EV
|
Это меня заинтересовало, и я также протестировал фильтр
B+W XS-PRO DIGITAL ND VARIO MRC NANO
ДЕЛЕНИЯ НА ФИЛЬТРЕ
B+W XS-PRO DIGITAL ND VARIO MRC NANO
|
МАКСимальные ЗНАЧЕНИЯ В ЗЕЛЁНОМ КАНАЛЕ
|
СТУПЕНИ ЭКСПОЗИЦИИ
|
без фильтра
|
8917
|
-
|
1
|
3296
|
1,5 EV
|
2
|
3271
|
1,5 EV
|
3
|
2712
|
1,8 EV
|
4
|
2162
|
2 EV
|
5
|
1661
|
2,5 EV
|
6
|
1316
|
3 EV
|
7
|
980
|
3,5 EV
|
8
|
754
|
3,8 EV
|
9
|
517
|
4 EV
|
10
|
384
|
5 EV
|
Как видите, затемнение на B+W XS-PRO DIGITAL ND VARIO MRC NANO примерно (насколько я могу измерить) соответствует ступеням экспозиции. Деления там и нанесены с разными промежутками.
Тестирование "в поле"
Я попробовал две фотокамеры в видеорежиме на своём электронном стабилизаторе DJI Ronin-S со светофильтром Schneider True-Match Vari-ND® MKII:
— Canon 5DsR;
— Pentax K-1 mark II.
Не смотрите на то, что лицо у меня на фото грустное — это от того, что в данный момент нет внешнего монитора и приходиться вглядываться в маленький экранчик камеры :)
Первым делом я измерил экспозицию на тёмном и светлом участках, которые должны быть в одном видеоролике. Перепад экспозиции составляет 4 ступени. Можно, конечно, поставить выдержку в «авто» или ISO или диафрагму... Но увы, качество ролика от этого сильно страдает.
Если ставить авто ISO, то на тёмных участках камера начинает сильно задирать ISO, что выражается в первую очередь не в шумах, как вы могли бы подумать, а в сужении динамического диапазона, то есть яркие пятна, которые попадают в кадр, напрочь выбиваются в белый. Если поставить выдержку в авто, то это самый щадящий компромисс, но если в кадре движение, то будет «полный ахтунг» ибо по-разному размывающиеся движения это ничуть не приятнее, чем локальные «пересветы». Автоматическое изменение диафрагмы вам более понятно, так как известно, что она меняет глубину резкости. Теперь представьте, что в одном сюжете у вас будет то более резкий задний план, то вдруг будет размываться. Согласитесь, совсем не клёво.
Я здесь не буду отвлекаться на особенности съемки именно на те камеры, на которых я тестировал новинку от Schneider (если кому интересно — спрашивайте в комментариях), а скажу о работе со светофильтром.
При хорошей сноровке работать со светофильтром переменной плотности
Schneider True-Match Vari-ND® MKII крайне удобно. Если вы профессиональный оператор, то вы применение светофильтра переменной плотности, скорее всего, заметите (перемена яркости сцены происходит очень быстро обычно, а светофильтром приходится работать плавно чтобы гармонично в видео смотрелось), но для зрителя всё кажется естественным (похоже на подстройку самой камерой в автоматическом режиме).
Главное преимущество использования светофильтра переменной плотности - в ускорении процесса съемки. Время сейчас очень динамичное и чем быстрее вы выдадите конечный результат (без больших компромиссов в качестве!) — тем лучше. И
Schneider True-Match Vari-ND® MKII позволяет вам это сделать!
Это касается как непрерывной съемки, так и возможностей подстройки под конкретную освещенность, когда не нужно менять сплошные затемняющие светофильтры в процессе съемки, скручивая одни и накручивая другие, а достаточно просто повернуть кольцо. Кроме того, не нужно покупать и носить с собой кучу светофильтров.
Есть, конечно, и нюансы работы со светофильтром переменной плотности. Это два поляризатора, потому они частично поляризуют изображение и потому есть некоторые ограничения по использованию широкого угла съемки в солнечную погоду с синим небом (возникают небольшие неравномерные затемнения на небе ввиду поляризации). Но! Во-первых, это никак не мешает снимать в помещениях. Во-вторых, не нужно направлять объектив строго на небо, как делают некоторые «тестеры» фильтров переменной плотности. Ну кто в самом деле снимает исключительно чистое небо в кадре? :) Это особенность технологии, которую надо знать, как и в случае поляризатора. В-третьих, сверхширокий угол всегда имеет некоторые ограничения при съемке (вспомните дисторсию, ХА и падение разрешения по краям у объектива). Потому использовать сверхширокий угол нужно с умом в любом случае.
Итоги и выводы
Schneider True-Match Vari-ND® MKII - отличный светофильтр переменной плотности, крайне рекомендуемый для видеосъемки. Ей богу, подстроить освещенность кадра под нужный режим съемки очень удобно!
Тонкий профиль оправы (самый тонкий на сегодняшний день среди подобных светофильтров!) позволяет использовать его на сверхширокоугольных объективах без эффекта виньетирования (ориентировочно до 17 мм фокусного расстояния на полнокадровой камере). Доступен в диаметрах 77мм и 82мм.
С аналогами я сравнивал. Чаще всего в качестве аналогов предлагают китайские светофильтры, потому что они дешевле. Парочку я тестировал в предыдущем
обзоре, и те, которые были в том обзоре, показали себя плохо. Есть китайские варианты, которые стоят дороже протестированных и будут скорее всего получше их. Но намного ли?
Если будут на руках, я вам расскажу.
На этом желаю удачных съемок и хорошего оборудования! :)
Автор: Дмитрий Евтифеев
Ссылка на источник:
http://evtifeev.com/76571-obzor-i-test-svetofiltra-peremennoj-plotnosti-schneider-true-match-vari-nd-mkii.html